18569

В Берлине учат учёных учить

 Реальность в школах Берлина удручающая. Почти половина преподавательского состава не имеет педагогического образования.

В Берлине учат учёных учить

Фото: gogetnews.info

Немецкое слово „Quereinsteiger“ на русский язык можно перевести как „дилетант“, „любитель“, „сменивший специальность“ или „переквалифицировавшийся“. Недостаток квалифицированных учителей и педагогов в берлинских школах заставил Сенат креативно подойти к решению этого острого дефицита и принимать на работу в столичные школы людей с высшим образованием, но без педагогической квалификации. И вот в историю образования берлинских школьников уже вписано это немецкое слово „Quereinsteiger“. Но кем действительно являются преподаватели в школах? Педагогами-любителями? Учителями-дилетантами? Или всё же талантливыми академиками, которые решили пойти работать от звонка до звонка?

В то время, как ответы на эти вопросы пытаются найти психологи и социологи, подгоняемые политиками, уже к началу этого нового учебного года 41 % учителей в столице являются по сути „Quereinsteiger“. В начальных школах (Grundschule) процент учителей без педагогического образования ещё выше — 53 %. Только в Саксонии процент „непрофессиональных“ учителей ещё выше. Острый дефицит учителей который год фиксируется во многих федеральных землях. Решение принимать на работу в школы непрофессионалов можно считать оригинальным, хоть и не оптимальным решением проблемы.

 

Учите учёных учить

В Берлине к новоиспечённым учителям относятся более чем толерантно. Уж лучше литературоведы и историки, физики и химики преподают, как могут, детям предметы, чем никто. Ведь, например, в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия к началу нового учебного года недостаток педагогов приблизился к цифре 2000. Но там власти пока не решились на эксперимент с не-педагогическим составом учителей в гимназиях и начальных школах.

В Берлине учат учёных учить

Стать учителем даже для академика не так просто, как может показаться. Учителя-дилетанты с университетским образованием должны параллельно работе в школе повышать квалификацию на педагогических курсах, сдавать экзамены, получать сертификаты. Это стоит не только времени будущих профессиональных педагогов, но и денег Сената.

Пока дети учатся в школе, а учителя на курсах, политики обсуждают различные модели выхода из создавшегося педагогического кризиса в Берлине. Например, есть предложение сократить часы уроков для учителей, чтобы они могли достаточно времени уделять занятиям на курсах. Однако такое решение автоматически сокращает заработную плату учителям-новичкам. Привлекательность работать в берлинских школах просто напросто сводится на нет.

Фракция ХДС (CDU) предложила подключить к работе в школах уже вышедших на пенсию педагогов. Идея благородная: профессионалы-пенсионеры помогают готовиться к проведению уроков учителям-дилетантам, уроки идут по расписанию и школьники проходят школьную программу без пробелов в знаниях. Такая красивая идея скорее всего разобьется о реальность. Ведь острый дефицит учителей в школах связан в том числе и с волной выхода на пенсию учителей со стажем. Захотят ли они вернуться снова на рабочее место и на каких условиях и есть самый большой вопрос. Также обсуждается идея активного привлечения студентов педагогических факультетов к работе в школах в рамках дополнительного заработка (Nebenjob).

Частные школы для частных решений

Пока Сенат фонтанирует креативными идеями выхода из педагогического кризиса в городе, в Берлине под школьный звонок частных учебных заведений садятся за парты 51 390 учеников. Приватные учебные заведения открывают двери своих отремонтированных и хорошо оборудованных школ с каждым учебным годом всё шире. И негосударственных школ в Берлине с каждым годом становится всё больше.

В Берлине учат учёных учить

Спрос рождает предложение. Родители школьников готовы платить из своего кармана так называемые „школьные деньги“, лишь бы обеспечить качественное образование своим детям. Ведь, как видно из актуальных новостей, в государственных школах царит кризис. И проблемы не только с учительским составом, но и с общим состоянием школьных зданий, плохим или недостаточным оборудованием классов. Не удивительно, что выпускники педагогических университетов до государственных школ и не доходят, принимая решение начать свою карьеру в частных учебных заведениях.

Текст: Ада Островская

Другие статьи автора:
Juwelier und Schmuckwaren in Berlin. Russisches Gold in Deutschland. Gold und Silberankauf in Berlin.
Заказ русских продуктов в Европе. Заказать русские продукты в Европе
Immobilien in Berlin. Vermittlung von Immobilien in Berlin. Kauf und Verkauf von Immobilien in Deutschalnd