Опубликовано: 29.11.2017
Просмотров: 2171

Религиозный терроризм в спальном районе

В берлинском оперном театре Deutsche Oper Berlin 26 ноября состоялась премьера большой оперы Джакомо Мейербера „Пророк“ (Le Prophète). Французский театральный и оперный режиссёр Оливер Пи (Olivier Py) инсценировал произведение о религиозном фанатизме и терроре, о любви и предательстве, о силе власти и жестокой эротике. В финале восстание народных масс кульминирует в оргию разврата и декадентства. Французский режиссёр следует тут лишь букве либретто произведения, премьера которого состоялась в Парижской опере в 1849 году.

Религиозный терроризм в спальном районе

Музыка Мейербера в этом произведении слишком прекрасна, для такой сложной исторической темы. Опера „Пророк“ интерпретирует реальные исторические события 16-го века. В ней рассказывается о подъёме и падении секты протестантских анабаптистов в Мюнстере в 1535 году. Анабаптисты (участники радикального религиозного движения эпохи Реформации) захватили власть в католическом городе и установили, жестокий теократический режим. Мюнстерская коммуна просуществовала всего 14 месяцев. За это время коммуна провела конфискацию церковного имущества, отмену долгов, а также уравнительное распределение продуктов питания. По легенде было разрешено многожёнство. В историческом контексте Мюнстерская коммуна рассматривается как ранняя форма практического воплощения утопического социализма.

На фоне этих исторических событий автор либретто „Пророк“ Эжен Скриб прописывает любовную драму, без которой редко обходится оперное произведение. Молодой мужчина по имени Иоанн Лейденский, чью невесту жестоко изнасиловал феодал граф Оберталь, становится религиозным фундаменталистом, чтобы отомстить за поруганную честь невесты. История Мейербера о религии, которую используют для оправдания террора, остаётся актуальной и сегодня.

Религиозный терроризм в спальном районе

Джакомо Мейербер работал над своим произведением в революционном 1848 году, когда в европейских городах вспыхивали и жестоко подавлялись революционные восстания — в Палермо, Милане, Берлине, Париже. В этом же году Маркс и Энгельс публикуют Коммунистический манифест. Когда Мейербер выходил на прогулку в Париже, чтобы отдохнуть от работы над „Пророком“, он буквально попадал в эпицентр революционного восстания народных масс, требующих равноправия.

Религиозный терроризм в спальном районе

С оглядкой на сегодняшнюю ситуацию в мире, либретто оперы „Пророк“ во многих смыслах ложится в актуальный контекст политических событий. Ожидаемо интерпретирует Оливер Пи произведение Мейербера не в декорациях 16-го века. Популизм, беженцы, исламский радикальный терроризм — все эти отсылки присутствуют в постановке, но не в прямом переносе, а в размытом виде. Действие происходит в абстрактном европейском городе XX века. Серый цвет доминирует сцену оперного театра Берлина. Ангел с картонными крыльями и хорошо прорисованными мышцами торса летает над сценой. Унылый жилой массив спального района в постановке Оливера Пи и художника-постановщика Пьер-Андре Вайца (Pierre-André Weitz) превращается в кулисы жестокого террора фанатиков. Религиозная борьба между радикальными протестантами и католиками 16-го века здесь сведена к противостоянию капитализма и религиозного фундаментализма. Рекламные щиты с роскошной блондинкой в бикини сменяются со сменой режима видами на Храмовую гору Иерусалима.

Религиозный терроризм в спальном районе

Все четыре с половиной часа музыкального произведения на сцене доминирует эротический подтекст, который в последнем акте буквально превращается в акт, половую оргию, отвлекая зрителей от финальной, наполненной драматизмом, части оперы. Берлинскую оперную публику сложно назвать скромной и тем более чопорной, но бессмысленно долго заставлять смотреть на голые тела, сбившиеся в оргии, как в душной сауне, даже берлинцам скучно, за что режиссёр и поплатился возмущёнными возгласами из зала и криками „бу“ премьерной публики в свой адрес. Восторг и гром благодарных аплодисментов заслуженно получил от берлинцев дирижёр Энрике Маццола (Enrique Mazzola), виртуозно интерпретируя одно из самых сложных музыкальных произведений Мейербера.

Берлинский оперный театр Deutsche Oper этой постановкой завершает цикл произведений Джакомо Мейербера, одного из самых значимых оперных композиторов 19-го века, незаслуженно забытого в двадцатом веке. Не упустите возможность услышать эту прекрасную музыку в яркой постановке Оливера Пи.

Evgenia Grabovska          

Билеты можно заказать на странице Deutsche Oper

Следующие представление оперы „Le Prophète“ (Пророк):

03.12.2017 / 17:00

09.12.2017 / 18:00

16.12.2017 / 18:00

04.01.2018 / 18:00

07.01.2018 / 17:00

Купить билеты на концерты в Германии. Онлайн билеты на русские концерты в Германии
Российские фильмы в кинотеатрах Германии на русском языке
Московские спектакли онлайн в Германии. Прямая интернет-трансляция российских спектаклей московских театров в Германии.