Вакансии в Берлине. Работа в Берлине 2024
25150

Зося Родкевич: «трагикомедия глазами очевидцев»

Документальная история о протестном движении в России.
В последний день зимы в Берлине состоялся показ документального фильма «Зима, уходи!», на который собралось не менее 300 человек. Cреди них было немало немцев. 80 с лишним минут фильма с первых кадров погрузили зрителей в атмосферу сегодняшней России с её безысходностью и надеждой одновременно. С Зосей Родкевич, одной из десяти режиссёров, снимавших эту документальную ленту в течение нескольких месяцев, я познакомилась во время показа. На следующий день мы встретились, чтобы поговорить о фильме и не только.

Зося Родкевич: «трагикомедия глазами очевидцев»

Ну и как обычно хотелось бы начать с вопроса: «Как вообще всё это «закрутилось»?». То есть в данном случае интересен весь путь от идеи до готового продукта...

Российская «Новая газета» предложила Марине Разбежкиной, это наш мастер, такую историю - снимать всё, что происходит. Как раз это было время перед выборами в Госдуму, потом сами выборы, где были зафиксированы фальсификации. Вдруг неожиданно народ, который никогда не выходил, стал выходить на улицы с протестами. Так и появилась идея - снять кино об этих событиях. Но когда мы начали снимать, то поняли, что это всё растянется, и решили делать большой фильм, который создавали десять человек. Было очень много событий, происходивших одновременно. Много героев. Поэтому одному человеку всё это было не осилить. Мы, все студенты одной школы, кто-то был постарше, кто-то с одного с нами курса, объединились для этого проекта. Разбежкина нас курировала, помогала, и в итоге у нас получилось такое кино.

Так поэтому у ленты так много режиссёров?

В том числе и поэтому.

Вы сами в восторге от результата? Могли ли вы предположить тогда, что получится очень интересная вещь, моментами смешная, моментами трагическая?

Ещё в процессе съёмок мы понимали, что получится очень крутая история и хороший результат. И для меня это был новый опыт, необычная ситуация, когда твой проект начинают поддерживать фестивали. И много людей уже знают, что это за фильм.

В каком году вы его завершили?

В прошлом году, в апреле. Хотели выпустить к инаугурации. Я сейчас точно не помню, по-моему мы чуть-чуть опоздали.

Был какой-то премьерный показ в Москве или фильм сразу на фестивали пошёл?

Было три или четыре показа в Москве. Дело в том, что у нас нет прокатного удостоверения и поэтому мы показываем этот фильм на разных культурных и гражданских мероприятиях. Ну и фестивальные показы в каких-то особых рубриках или же в рамках конкурса.

Каких мнений было больше: в поддержку фильма или наоборот?

Ну, это мне сложно сказать так сразу. Для нас самое главное было внести в «летопись» дух времени и энергетику, которая тогда присутствовала. И мы её, образно говоря, поместили в «баночку с плёнкой», в бабину. И чтобы она, когда начинается кино, распылялась на людей. В принципе, я вижу, что это работает. Фильм смотрится на одном дыхании, хотя это достаточно сложно смотреть длинный фильм с множеством персонажей. Но зрителей это увлекает и держит.

А фестивали охотно берут такие истории?

Сейчас многие интересуются Россией. Все слышали, что что-то было, какие-то митинги, что-то с Путиным... Фестивали в принципе всё время разыскивают нас и приглашают.

Какие награды получил ваш фильм?

У нас есть русские награды, забайкальский кинофестиваль. Номинаций больше, чем призов. В Португалии получили один приз. И всё. Фильм принимал участие в фестивалях:
Locarno Film Festival 2012, DOK Leipzig 2012, IDFA 2012
Призы: "Лучший дебют" - LEFF (Лиссабон) 2012, "Лучшая режиссура" - Забайкальский международный фестиваль 2012, "Лучший российский фильм" - фестиваль "Текстура" 2012, Приз зрительских симпатий - фестиваль "Московская премьера" 2012.

Что-то ещё планируете делать на эту тему?

Есть такой проект в России, называется «Срок», его делают два документалиста Расторгуев и Костомаров. Эта такая история, которую они начали снимать на Болотной Площади 6 мая. Сначала было задумано делать полнометражный фильм. Потом режиссёры поняли, что людей интересуют подобные вещи только пока они актуальны. Поэтому было принято решение продолжать этот проект в виде небольших репортажей, продолжительностью 5-6 минут, по стилю похожих на «Зима, уходи!». Я с ними с лета начала работать и эта история продолжалась до Нового Года пока к Костомарову не пришли люди с обыском и не потребовали исходники. Проект пришлось прикрыть. Но наша команда перешла на сайт лента.ру, где есть такой подкаст - лента док, на котором мы продолжаем этот проект. Это не совсем кино, скорее видеодокументы.

Не страшно связываться с такой деятельностью? Это ведь бывает иногда опасно для жизни...

Вы имеете ввиду спецслужбы? Сейчас стало опасно тем, что люди могут просто так попасть за решётку. После этого Болотного Дела, как у нас его называют. Человек пришёл в первый раз на митинг, к примеру, просто посмотреть, и его могут забрать. Страшно всё сейчас, но всё же хочется делать всё, что интересно и всё, что можешь. И не бояться.
Для меня, как для человека, который в России не жил никогда, это было всё очень интересно смотреть. И в конце фильма появилось ощущение такой безысходности. Казалось, что ничего нельзя изменить, и что люди зря надеются на чудо или что-то ещё.

Мы ещё в процессе создания решили, что это получится, скорее, трагикомедия. Когда монтировали, видели, что получается такой печальный абсурд, смех со слезами. У зрителя те же ощущения. Мы не хотели делать из этого фильма какую-то пропаганду. Некоторые люди обвиняют нас, что мы недостаточно раскрыли путинскую сторону и что мы окрашены в оппозиционные тона.

Мне кажется, что вы просто показывали всё как есть.

У нас и была такая задача изначально.

И вам это удалось. Как вообще ты считаешь, возможны ли какие-то перемены к лучшему в России?

Хочется верить. Но пока всё только хуже становится. Очень много стало политических заключённых за эти два года. Очень много стало какого-то зла от политики, от государства. «Стена» становится шире. Все больше жертв. Когда ты бьёшься, голова всё больше в крови. У меня такие ощущения от жизни там. В протестном движении тем более. Как будет дальше, не знаю. Сейчас интерес к борьбе значительно угас. Уже меньше людей стало сопротивляться, чем зимой.

Люди привыкают не бороться и не сопротивляться.

Потому что люди посмотрели и поняли, что бывает, если выйти на площадь и выразить недовольство. Ситуация только ухудшилась, стало больше посадок, ужесточились всякие законы против митингов.

Кто вас пригласил в Берлин?

У меня был показ в Гамбурге. Там человек посмотрел и связался с Сашей Формазовым. С осени мы решали этот вопрос, и вот мы тут.

Скажи, кроме документалистики, другие жанры тебя интересуют?

Вообще, сначала я начала интересоваться игровым кино. С момента начала учёбы я уже сделала для себя вывод, что для меня лично именно этот жанр интересен. Фильм «Зима, уходи!» - мой четвёртый документальный проект.

Ты учишься на режиссёра?

Я уже закончила Школу Документального Кино и Театра, которой руководит Марина Разбежкина. Я лично с её подачи пришла в этот проект, куда подтянулись все остальные ребята.

При монтаже не было споров, какие кадры взять, а какие - не стоит?

Все задают этот вопрос! Конечно, были. Мы складывали разные версии и было не очень просто выбирать интересные моменты. Каждый из нас сначала отсмотрел свой материал, который насчитывал несколько сотен часов, записывали, что именно войдёт в фильм.. Иногда мы настолько уставали, что просто ради шутки делали такую подборку людей, которые говорят странными голосами. Сделали такой юмористический ролик для себя, чтобы отдохнуть, посмеяться, выспаться и опять за работу. Я часто вспоминаю этот период, когда мы жили в одной квартире. И мы почти не выходили. Это было такое монтажное затворничество. Была весна. Мы сидели, это был первый этаж, и смотрели, как снега становится меньше, как приходит весна. Всё тает. Было очень увлекательно и я с ностальгией вспоминаю это время.

Что думают родители о твоей работе?

Маме очень понравилось. А папа даже однажды смотрел на канале 24 doc по телеку. Мама очень переживала за меня, когда мы ходили на митинги. И сейчас на проекте «Срок», практически приходится делать то же самое. И она очень переживает.

Когда планируете закончить этот проект?

Сейчас говорят, что в принципе всё готово и можно начинать собирать полный «метр». Правда, есть ещё досъёмки. И уже весной, в апреле-мае, будут монтировать. В конце этого или начале следующего года выйдет фильм. Сама история продолжается...


Беседу вела: Ina Mayer
Фото: Tatjana Nagorski


Зося Родкевич: «трагикомедия глазами очевидцев» Зося Родкевич: «трагикомедия глазами очевидцев» Зося Родкевич: «трагикомедия глазами очевидцев» Зося Родкевич: «трагикомедия глазами очевидцев»

Другие статьи автора:
Теги:
Категории: Ближе к Звездам
Комнаты, места и квартиры в Берлине. Жильё в Берлине 2024
Агентство недвижимости в Берлине. Покупка и продажа квартир и домов в Германии.
Магазин ювелирных изделий и украшений в Берлине. Продажа ювелирных изделий из золота 585 пробы и серебра оптом и в розницу в Германии.
Электронные визы в Россию 2024
Русские продукты в Европе. Заказать русские продукты в Европе